24 октября побывала на Конференции «Больше чем обучение» от СберУниверситета – и это, признаться, было вдохновляюще! Обсуждали не только технологии, но и как развивать мышление – главный навык XXI века, как использовать ИИ осознанно и строить команды, которые думают продуктивнее. Среди спикеров был Ник Шеклтон-Джонс — специалист в сфере L&D, HR-директор Deloitte, автор бизнес-бестселлера «Как люди учатся». Его идеи идеально легли в канву дискуссии о современном обучении. 📘 Вот основные мысли Мы привыкли думать, что обучение — это про передачу информации. А вот Ник доказывает: люди запоминают не факты, а эмоциональные реакции на события. Это он называет «аффективным контекстом». Чувства и эмоции учащихся влияют на запоминание информации и мотивацию учиться. Простой пример ➡️ Попробуйте запомнить бессмысленные слоги: ВЮФ, КРМ, ЛРИ… Сложно? ➡️ А теперь представьте, что на вашей кухне кто-то порезался ножом. Слово «НОЖ» вы запомните надолго — потому что оно эмоционально окрашено. ➡️ Из большого объема неинтересной и нерелевантной информации вы выделите ту, которая имеет ценность именно для вас. Автор книги считает, что обучение — это осознание чего-то значимого для себя и последующее изменение своего поведения под этим влиянием. 🤔 Что это значит для методистов и преподавателей? Не имеет смысла заставлять студентов запоминать теорию. Вместо этого нужно создавать опыт, который вызывает эмоциональный отклик, предлагая ресурсы, которые помогут добиться того, что им нужно. Модель 5Di — как проектировать обучение, которое работает: 1️⃣ Define — фокусироваться не на том, «что запомнят», а на том, «что будут делать иначе» 2️⃣ Discover — исследовать реальные проблемы, заботы и эмоции студентов 3️⃣ Design — вместо «целей обучения», «тем» и «содержания» думать в категориях «забота → задачи → ресурсы → опыт» Например 🔘Забота (Concern): Сотрудник боится отстать от коллег по ИИ 🔘Задача (Task): Разобраться в нейросетях и использовать в работе 🔘Ресурс (Resource): Гайд «7 нейросетей для HR» 🔘Опыт (Experience): Воркшоп с разбором кейсов 4️⃣ Develop — привлекать к созданию контента маркетологов и сценаристов, использовать элементы коучинга, сторителлинга, дизайна и необычные обучающие форматы, использовать шаблоны для экономии времени 5️⃣ Deploy — запускать MVP и сразу собирать фидбек Iterate — и так по кругу Как можно применять это в работе ➡️ Эмоциональные крючки в каждом уроке – ситуации, где студент чувствует «Вау, это решает мою проблему!» ➡️ Использовать CTRE-матрицу (Забота-Задача-Ресурс-Опыт) для проектирования программ ➡️ Запускать курсы как MVP – сразу получать обратную связь и дорабатывать ❓После выступления Ника осталось двоякое чувство: с одной стороны – блестящая систематизация идей, с другой – вопросы к практическому применению модели 5Di, глубине усвоения знаний и формированию навыков. Теперь книга «Как люди учатся» переместилась в мой список must-read. Интересно ваше мнение, коллеги! Кто уже читал – поделитесь впечатлениями! Что для вас оказалось действительно рабочим, а что – спорным? #обучение #методология #эмоции #НикШеклтонДжонс