Диагностические вопросы: когда что-то пошло не так Фрэнка Сесно "Как узнать всё, что нужно, задавая правильные вопросы". Ч.2
Продолжаем перекладывать прочитанное на наши реалии. Представьте: к вам приходит бизнес и жалуется, что "отчёт работает медленно" или "у вас цифры неправильные". Знакомо? Первая реакция — бежать чинить. Но стоп. А в чём собственно проблема? Может, "неправильные цифры" — это просто другая методика расчёта или они вообще смотрели не на ту витрину (ну скажите, бывало же)?
Итак, во второй главе автор фокусируется на диагностических вопросах. С их помощью мы формулируем проблему, прежде чем предпринимать какие-либо действия: - Что не так? - Откуда нам это известно? - Чего мы не видим? - Что нужно делать?
Как врач определяет болезнь по симптомам, так и мы должны сначала узнать, что именно пошло не так, докопаться до истоков.
Автор выделяет пять принципов эффективного диагностирования: 1. определите симптомы и детали (от общего к частному) 2. не бойтесь неприятных ответов 3. изучите историю проблемы 4. спрашивайте снова и снова у разных источников 5. обращайтесь к специалистам, но не доверяйте им 😉 — просите объяснить и не думайте, что они всегда правы.
Мне кажется, в работе с данными диагностические вопросы — наш первый помощник при любой проблеме. Когда нам говорят что "что-то не работает", стоит спросить: а что именно? в какой витрине и каком разрезе смотрели? когда заметили впервые? а вчера/на прошлой неделе работало? что изменилось — может был новый релиз или источник данных обновился? а как вообще должно работать по вашему мнению? Суть — узнать как можно больше подробностей и получить объемную картинку
Как я уже писала когда-то "не бывает глупых вопросов", бывает мало информации.
Ну и, конечно, в нашем случае, не всегда нужно задавать вопросы заказчику, очень часто — это вопросы в первую очередь себе.
Очевидно, что умение задавать диагностические вопросы, слушать и доверять своему опыту пригодится везде — и в работе с данными, и в жизни.
Следующий уровень — построение стратегии. Об этом в следующей части книги.