СОФТСКИЛЫ В РАБОТЕ (НЕ ТОЛЬКО ТОП-МЕНЕДЖЕРА) #CFOblog #CFO #фреймворки #softskills #мягкие #навыки #управление #конфликтами #Дубовцев
В нашей жизни, в том числе и работе, многое (или почти все?!) зависит от отношений с другими людьми. Мы постоянно что-то от кого-то хотим или у нас просят - мы ведем переговоры. Достаточно сложно точно определить, однозначно разграничить, что в работе, да и в жизни, относится к софтскилам (soft skills, мягкие навыки), а что уже исключительно к хардскилам (hard skills, они же профессиональные навыки). Умение починить кран дома в жизни очевидно относится к хардскилам, но обсудить этот процесс с супругом или братом и договориться, чтобы это сделали - это уже софтскил. А правильно обсудить и получить обязательство, чтобы каждый в семье отвечал за отдельные процессы и следил, чтобы в его зоне ответственности все работало - это ведь софтскил? Или все-таки, если ты умеешь со всеми договориться и наладить решение проблем и организацию ресурсов - то наверно это уже твой хардскил, разве нет?! 😉
Чтобы построить финмодель финансовому аналитику надо собрать информацию, подтвердить базовые выводы из нее, структурировать и собрать данные в модель, обсудить результаты с вовлеченными сторонами, презентовать модель руководителю, возможно даже поучаствовать в презентации перед советом директоров или акционерами, провести переговоры на своем уровне с инвесторами и кредиторами.
Можно сказать, что получив техзадание от руководителя, аналитик проводит всю работу самостоятельно - собирает данные, готовит модель, направляет ее руководителю вместе с пояснительной презентацией. Соответственно, максимально используются хардскилы, а софтскилы, кажется, особенно и не нужны. Так ведь?
Конечно, нет. Для успешного выполнения задачи, когда специалист получает запрос на подготовку документа или проведение анализа, он все равно должен взаимодействовать с тем, кто ставит задание, и со сторонами, от которых получает данные, с кем верифицирует допущения. Не говоря уже о том, что работа в коллективе также требует приемлемых коммуникативных навыков и минимальной социализированности эксперта.
Важно: Умение собрать финансовую модель считается хардскилом финансиста, но хороший результат будет невозможен без применения софтскилов практически на всех этапах процесса создания модели. Таким образом, мягкие навыки - это про умение взаимодействовать с людьми, донести свою точку зрения, привести аргументы, убедить, “перетянуть” оппонента на свою сторону. В целом, конечно лучше рассматривать другую сторону не как оппонента, а как соратника в общем деле. И стараться найти для этого соответствующие мотивы внутри себя.
Также, в работе финансовому директору постоянно приходится решать споры и управлять конфликтными ситуациями - как внутри своих подразделений, так между своими сотрудниками и коллегами, подотчетными другим руководителям компании. Этот также относится к софтскилам. Поэтому и считается, что чем выше по иерархии общества и/ли компании поднимается человек, тем важнее софтскилы - по сути, софтскилы становятся основными профессиональными качествами - хардскилами такого специалиста.
Кстати, если немного докрутить перевод, то софтскилы - это “мягкая сила”. Когда в коммуникации не применяются агрессивные формулировки, нет манеры “продавить”. Хотя часто можно продавливать совершенно без применения агрессии, но другая сторона будет чувствовать, что ее заставляют принять решение, на которое она не готова или почему-то не хочет. В таких случаях часто используется манипуляция и скрытый шантаж.
Стоит ли говорить, что техники продавливания и шантажа не способствуют построению доверительных отношений, не позволяют сделать из вашего визави долгосрочного соратника. Не стоит замешивать в единой стратегии общения неконфликтные техники переговоров с политиканством, интригами и манипуляциями. Такая ложка дегтя не позволит сохранить бочку меда отношений - это деструктивная стратегия.