Про очки, которые бьются стеклами внутрь.
Не секрет, что я нахожусь в терапии. Новичкам привет — я мама шестилетки, после развода признавшая фиаско в области построения отношений.
Попытка «починиться» приводит к разным размышлениям. Из последнего: мне было интересно, насколько любовь к прекрасному является прямым маркером эмпатичности и глубины. Потому что каждый раз, когда я видела «эстет» мое сознание, по аналогии с собой, дорисовало «эмпат».
Потому что в моей голове человек, задерживающий дыхание от красоты заката, эстет, для которого внешняя атрибутика — продолжение почти гурманского экстаза, не может быть эмоционально «не заточен» на старте. Тупость в области чувств и чуткость к искусству — не противоположные ли это вещи, которые невозможно уместить в одну человеческую коробочку? — считала я.
Что же на самом деле?
Для начала разберемся, где именно это всё происходит в мозге. В одних ли тех же зонах, вдруг эти чувства - сожители?)
Так вот, процессы эстетического восприятия и эмпатии используют частично перекрывающиеся нейронные сети. Говоря проще, они протекают в разных участках, но оба завязаны на зеркальные нейроны. Разные зоны, общие «дороги», использующие общую инфраструктуру: как два разных поезда (эстетический и эмпатический), которые едут по разным маршрутам, но иногда используют одни и те же рельсы и вокзалы.
А что говорит психология?
Представьте два независимых параметра:
1. Чувствительность к стимулам (эстетическим и эмоциональным). 2. Способность к обработке и ответу на эти стимулы.
Тип 1: Эмпат-Эстет (человек с целостной психикой)
· Высокая чувствительность + Адекватная обработка. · Для него картина — это не только композиция и цвет. Это — ворота в эмоциональный мир другого (художника, персонажа). Он чувствует боль Ван Гога, радость Моне. Его любовь к искусству и любовь к людям питаются из одного источника — глубокой способности к сопереживанию и соединению.
Тип 2: Эстет-Нарцисс
· Высокая чувствительность + Искаженная, эгоцентричная обработка. · Его мозг так же ярко реагирует на красоту. Но эта реакция не выходит за пределы его «Я». Красота — это атрибут его статуса, источник наслаждения, инструмент для создания имиджа. · Он может плакать от оперы, потому что это возвышает его самого, даёт ему интенсивное переживание. Но он не сможет плакать от боли другого человека, потому что эта боль не служит его нарциссическому голоду. Его эмпатическая сеть работает избирательно: на искусство, на животных (которые от него зависят), но отключается перед автономной, равной ему личностью, которая предъявляет свои требования.
Психология говорит: эстетическое чувство связано с потенциалом к эмпатии, но не гарантирует её. Для включения полноценной эмпатии нужна здоровая, зрелая личность, способная выйти за пределы своего «Я».
Выходит, моя ошибка в анализе людей — это такой дорисовательный процесс. Вижу эстетику → расцениваю как чуткость → сравниваю с собой.
Но розовые очки, знаете ли, бьются стеклами внутрь.
Такая правда, друзья. Надеюсь, не слишком сложно.