Правда ли, что с возрастом мы хуже обучаемся?

«Ребенок мыслит, потому что помнит, а взрослый помнит, потому что мыслит» Ж.Пиаже

Психолог Р. Кеттелл, в 60-х годах прошлого веса ввел понятие текучего и кристаллизованного интеллекта.

ТЕКУЧИЙ интеллект – это способности, с помощью которых мы воспринимаем и запоминаем что-то новое безотносительно конкретных условий. С его помощью мы начинаем учиться, знакомиться с понятиями, знаками и учимся ими оперировать - то есть приобретаем знания теоретические, как в учебниках.

В применении этих знаний на практике уже участвует КРИСТАЛЛИЗОВАННЫЙ интеллект, т.е. способность интегрировать полученные знания в опыт. В конкретных условиях человек применяет знания и как бы проверяет – работает или нет, правда или нет? Разницу хорошо видно еще в ВУЗе, когда человек с опытом работы в индустрии приходит преподавать студентам. Студентам трудно сдать экзамен такому преподавателю: он может разрешить пользоваться любыми учебниками, интернетом или библиотекой, но студентам все равно сложно понять, что от них требуется, ведь у них еще нет опыта применения своих знаний.

И в этом же состоит проблема молодого специалиста: теоретические знания – это одно, а их применение в реальных жизненных условиях – другое. Но так или иначе, мы все с этим справляемся! Кто будет спорить с тем, что человек, имеющий и теоретические знания, и практические, это настоящий профессионал своего дела! И вот появляются ученые, которые хотят такому «профи» сказать, что интеллект снижается с возрастом!? Не правда, ли здесь что-то не так просто?

Что происходит, когда такой профи начинает учиться чему-то новому?

Каждое новое знание в нашем уме сталкивается с предыдущим, уже проверенным на практике, освоенным и принятым. Вы думаете, мы с радостью примем на веру любое новое знание? Как бы не так! Мы – (или наш мозг?) - прогоним его через строй уже сложившихся знаний и имеющихся связей, и не будем принимать его чисто теоретически и сразу. Поэтому нам требуется дополнительное время по сравнению с молодежью, у которых такого опыта нет.

Проверка пригодности нового знания может потребовать и очистки от предыдущих устарелых знаний, но этот процесс чистки также не сдастся без боя и, возможно, потребует проверки не только прошлого опыта, но и нового. А это также требует дополнительного времени.

Таким образом, необходимость фильтрации знаний на входе занимает больше времени, а значит, дает «фору» молодежи, которая без всякой критики впитывает новое для себя знание и создает первоначальную матрицу своей образованности. По сути, что проверяют на экзаменах? Память о новых понятиях, не так ли?

Те, кто знаком с ИТ, сразу увидят аналогию: одно дело, когда надо написать программу «с нуля», и совсем другое, когда надо внести изменение в уже отлаженную, работающую программу, с накопленными базами данных. Такое изменение программы уже не просто встроят в отдельное звено, а протестируют всю систему целиком, чтобы она продолжала работать без сбоев, чтобы накопленные данные не потерялись, а новые попадали туда, куда надо.

Когда ваш банк сообщает, что банкоматы не работают несколько часов, то именно это и происходит с программным обеспечением всего банка по всем филиалам, разбросанным по стране или миру – идет тестирование всей системы.

Итак, с возрастом мы медленнее принимаем новые знания не потому, что наше восприятие или память работают медленнее, а потому, что нам надо выполнить гораздо больше работы. Значит ли это, что мы априори проигрываем молодёжи? Совсем не обязательно.

Профессионал быстрее начинает применять новые знания на практике, так как он их уже проверил/протестировал на пригодность в момент обучения, тогда как новичку еще только придется с этим столкнуться.

Не надо бояться учиться во взрослой жизни! Не верьте в то, что ваши способности снижаются. Они снижаются только тогда, когда вы ими не пользуетесь. А что вы думаете по этому поводу? #ПсихологияРуководителя #Интеллект #ОбучениеВзрослых

Правда ли, что с возрастом мы хуже обучаемся? | Сетка — социальная сеть от hh.ru