Держите детей подальше от ИИ
Сорри, немного кликбейта в названии.
Моя старшая дочь учится в 3 классе, и я уже несколько раз видел, как она делает домашку с помощью ИИ.
Еще во 2 классе она научилась диктовать Алисе примеры по математике, а колонка выдавала ответы.
Это выглядело как забавный детский лайфхак, и я тогда даже гордился ее находчивостью.
Но теперь она нашла настоящий чит-код. Просто фотографирует задачу из учебника и отправляет ее нейросетке в мессенджере.
И вот в этот момент я уже реально напрягся.
В школах есть родительские и классные чаты — их сейчас массово переносят в MAX. Но и там, и в обычном WhatsApp полно ботов с LLM.
Дочь говорит, что почти все ее друзья делают домашку так же. И вот здесь есть риск, который большинство как будто не замечает.
Тем, кому сейчас 30–40 лет, повезло: нейронки нас усиливают.
Просто потому, что у нас уже есть свой багаж — опыт, знания, развитое мышление. Мы можем критически оценивать ответы ИИ.
Дети всего этого не имеют и если ничего не менять, мы получим поколение, которое не умеет думать самостоятельно.
В младших классах у ребенка только формируется привычка разбираться самому. Если он постоянно получает готовый ответ, эта привычка просто не появится.
То есть ИИ дает ребенку ответы и отнимает опыт решения задачи.
Школа к этому не готова.
Учителя, кажется, не понимают, что с этим делать. Домашние задания по сути уже не работают как часть обучения.
Мне лично страшно представить, что у моего ребенка может исчезнуть привычка размышлять.
Поэтому дома мы ввели такие правила:
01 — Сначала пробуешь решить сам.
Только потом идешь к ИИ. Если идти к ИИ сразу — мозг вообще не включается.
02 — Запрет на прямые ответы.
В ГПТ я сделал проект с «детским режимом»: ИИ задает наводящие вопросы и помогает понять тему, но не дает прямых ответов на задачи.
03 — Ограничение времени с гаджетами.
У ребенка должно быть время, когда у него нет телефона, Алисы или любой другой кнопки с готовыми решениями.
Мне кажется, здесь многое зависит от родителей.
Если отпустить ситуацию — нет времени заниматься с ребенком, нет желания вникать в технологии — ребенок вырастет не тем, кто развивал собственную нейронку, а оператором ИИ, который делегировал ей мышление.
Не проспите этот момент!
· 18.11
Здравствуйте! Прочитал ваш пост и захотелось поделиться другой перспективой. Вы подняли очень важную тему, но мне кажется, это часть большой исторической закономерности. Каждое поколение действительно теряет какие-то навыки предыдущего (например, умение писать пером, разучились ориентироваться по звездам так, как это делали мореплаватели, и почти забыли устный счет в уме), но при этом освобождает ментальное пространство для чего-то нового. Возможно, наши дети, перестав тратить часы на рутинные вычисления, разовьют в себе креативность, критическое мышление или способность ставить нейросетям по-настоящему сложные задачи. Да, каждое поколение действительно что-то теряет, освобождая место для нового. Но это не стихийный процесс! Ваша тревога абсолютно естественна - это тревога родителя, желающего передать ребенку все самое важное. Но, возможно, в новой реальности наша роль меняется. Вместо сторожа, охраняющего старые методы, мы можем стать наставниками, которые помогают ребенку интегрировать новые технологии в свою жизнь, не теряя способности думать самостоятельно. Не запрещать «общаться» с ИИ, а учить вести с ним диалог, а не просто брать у него готовые ответы.Спасибо, что дали повод задуматься об этом!
ответить
коммент удалён