Держите детей подальше от ИИ

Сорри, немного кликбейта в названии.

Моя старшая дочь учится в 3 классе, и я уже несколько раз видел, как она делает домашку с помощью ИИ.

Еще во 2 классе она научилась диктовать Алисе примеры по математике, а колонка выдавала ответы.

Это выглядело как забавный детский лайфхак, и я тогда даже гордился ее находчивостью.

Но теперь она нашла настоящий чит-код. Просто фотографирует задачу из учебника и отправляет ее нейросетке в мессенджере.

И вот в этот момент я уже реально напрягся.

В школах есть родительские и классные чаты — их сейчас массово переносят в MAX. Но и там, и в обычном WhatsApp полно ботов с LLM.

Дочь говорит, что почти все ее друзья делают домашку так же. И вот здесь есть риск, который большинство как будто не замечает.

Тем, кому сейчас 30–40 лет, повезло: нейронки нас усиливают.

Просто потому, что у нас уже есть свой багаж — опыт, знания, развитое мышление. Мы можем критически оценивать ответы ИИ.

Дети всего этого не имеют и если ничего не менять, мы получим поколение, которое не умеет думать самостоятельно.

В младших классах у ребенка только формируется привычка разбираться самому. Если он постоянно получает готовый ответ, эта привычка просто не появится.

То есть ИИ дает ребенку ответы и отнимает опыт решения задачи.

Школа к этому не готова.

Учителя, кажется, не понимают, что с этим делать. Домашние задания по сути уже не работают как часть обучения.

Мне лично страшно представить, что у моего ребенка может исчезнуть привычка размышлять.

Поэтому дома мы ввели такие правила:

01 — Сначала пробуешь решить сам.

Только потом идешь к ИИ. Если идти к ИИ сразу — мозг вообще не включается.

02 — Запрет на прямые ответы.

В ГПТ я сделал проект с «детским режимом»: ИИ задает наводящие вопросы и помогает понять тему, но не дает прямых ответов на задачи.

03 — Ограничение времени с гаджетами.

У ребенка должно быть время, когда у него нет телефона, Алисы или любой другой кнопки с готовыми решениями.

Мне кажется, здесь многое зависит от родителей.

Если отпустить ситуацию — нет времени заниматься с ребенком, нет желания вникать в технологии — ребенок вырастет не тем, кто развивал собственную нейронку, а оператором ИИ, который делегировал ей мышление.

Не проспите этот момент!

#AI #Mindset #Rec