Примерно в это же время десять лет назад появился Русский литературный центр.

Не как структура, а как концепция. Тогда вокруг меня уже накопилась критическая масса авторов «неформата»: малой прозы и поэзии, которых не замечали ни в союзах, ни в издательствах. Письма оставались без ответа — и стало очевидно, что нужен свой путь.

Вечер. Я курю кальян, валяясь на диване, думаю, горят ли кожаные вещи. Портить белый диван жалко — подарок. Она в ванной.

— Значит, «Бомба»? — выходит, закутавшись в мой халат. — Ну да. Представь: бомбические книги. — Это тебе покоя «Лимонка» не дает. — Да при чем тут он? Есть вариант — «Русский литературный центр». Мы же будем представлять русскую литературу как явление. — Ты пиарщик, хоть и работаешь коммерческим директором. Отстань от «Бомбы». Возьми РЛЦ. — Но… это же не провокационно…

С сентября мы уже проводили чтения в книжных: авторы читали ярко, зрители спрашивали, где купить книги. К октябрю появились первые агентские контракты. Баревский предложил взять на аутсорсинг серию «Классики и современники» и настаивал на названии «Русский литературный центр». Тогда он считал, что Россия будет отдаляться от Запада, и название сыграет. Так и вышло.

Потом — странные нападки в сети. Смешно было смотреть, как нас хаяли те, кто даже не видел наших книг. Но причина оказалась проста: неприятие всего русского. Особенно ярко — после 2022 года.

— Чего рисуешь? — целует в макушку. — Придумываю логотип Центра.

Два дня спорили. В итоге решили играть на русскости: матрешка с книгой.

— Помнишь, как мы не хотели этот вариант? Думали, что матрешек полно. А где они теперь? А мы остались. — То есть я приватизировал матрешку? — смеюсь. — Если верить Роспатенту…

В 2018 году произошло первое серьезное обновление редакции. Потом — 2020. Первый год после 2022 принёс еще одно. Менялись подходы к отбору текстов, принципы выбора авторов, графический код книг. Так постепенно и формировался нынешний РЛЦ.

Он рос как ребенок. Впереди, если уж так мерить, еще переходный возраст. А там и «отселится».

Кальян уже другой. И мебель. И квартира. Но диалоги неизменны.

— Я вот думаю: театр живет десять лет. Может, мне уйти? — И куда? — Стану просто главредом «Современных записок». — Работа у тебя тогда была другой. Сам вспомни: благодаря Центру «Альпина» и «АСТ» обратились к короткой прозе, «Индивидуум» — к поэтам. Ты ввел книжный питчинг. Появились праздники, которых не было. Так что оставь десятилетку театрам. — Но я хочу заняться творчеством… — Ты же сам сравнивал Центр с ребенком. Приличные родители отселяют после восемнадцати. Терпи. — А писать когда? — У авторов спроси. Они же находят время.

Спасибо всем, кто доверяет нам рукописи. Анонсов впереди много, но сегодня — просто эта зарисовка. И приглашение на празднование Дня рождения Русского литературного центра 22 ноября в салоне «Архитекторы мысли». С 13 до 15 часов.

⭕️ Это Митрохин | Современные записки

#запискилитагента


В этом посте были ссылки, но мы их удалили по правилам Сетки