Уважают, слышат, ценят... А 10-15 лет назад сотрудник был другим? Или это мы просто дозрели до манипуляции?

Прямо сейчас нахожусь на Общероссийском форуме стратегического развития Города России 2025, Екатеринбурге. Произносится много правильных и красивых слов. От докладчиков высокого ранга я снова и снова, слышу, как мантру, одно и тоже: "Сейчас сотрудник ценит, когда его уважают. Когда его слышат. Когда его ценят". И у меня возникает резонный, практически риторический вопрос: а 10-15-20 лет назад, что, сотрудник был человеком, который не хотел, чтобы его уважали, чтобы его слышали? Он ночами напролёт мечтал, как его отожмут как лимон, используют и утилизируют? Он молился на своего токсичного босса и несправедливую оплату труда?

Конечно, нет. Человеческая природа не меняется с такой скоростью. Меняется контекст.

Что происходит на самом деле?

🔘Да, рынок труда поумел. В отдельных секторах стало меньше "рабов" и больше специалистов, у которых есть выбор. 🔘 Поколение Y и Z, которые выросли в относительно "сытые" годы и с интернетом, они принесли на рынок запрос на осмысленность, а не просто на выживание. 🔘Социальные сети и прозрачность некоторых компаний сделали возможным обмен опытом и репутационные риски работодателей более явными.

Руководители, наконец, это заметили. И, кажется, решили, что нашли новый инструмент управления. Следом за "гонкой зарплат" начинается "гонка корпоративных культур"?

И вот здесь, как мне видится, кроется главная ловушка и причина, почему это часто порочно.

Культура - это не инструмент. Нельзя взять с полки положение с надписью "Мы — семья" и начать ею эффективно управлять.

Культура это же всегда следствие. Следствие ценностей. В первую очередь ценностей первого лица.

Если собственник или топ-менеджер на деле считает, что люди это ресурс, "винтики", который должен приносить максимум ROI, то никакие атрибуты в виде креативных зон отдыха, пицца-пятниц и опросов "А как у тебя дела?" не изменят сути.

Это будет культура как маска. Как вранье. Как попытка натянуть на старую парадигму новую, модную мерчёвую шапочку( или как сказал сегодня Дмитрий Антонов : произвести известные манипуляциис совой и глобусом...)).

Сотрудники, они не идиоты. Они считывают фальшь на раз. Они видят разрыв между красивыми словами на общем собрании и реальными управленческими решениями их начальника. Они понимают, когда "ценность инициативы" на деле означает "инициатива наказуема, если она не спущена".

Такая навязанная, инструментальная, ненастоящая культура не приводит ни к какой эффективности. Она приводит к цинизму, выгоранию и текучке самых умных и чувствительных сотрудников. Остаются те, кому наплевать и кто готов играть в эту игру, или те, кому просто некуда идти.

Так что, господа руководители, прекрасно, что вы наконец-то это прозрели. Но вопрос не в том, чтобы начать говорить о ценности сотрудника. Вопрос в том, чтобы искренне, на уровне глубинных убеждений, действительно начать его ценить.

А иначе это просто, новая, более изощренная форма отжимания того же самого лимона.

Всем хороших выходных, мои hr-попутчики!✨️

#корпоративнаякультура #hrvoyage #управление #ценности #лидерство

Уважают, слышат, ценят.. | Сетка — социальная сеть от hh.ru
Уважают, слышат, ценят.. | Сетка — социальная сеть от hh.ru Уважают, слышат, ценят.. | Сетка — социальная сеть от hh.ru