«Общаться с ребёнком. Как?», Юлия Гиппенрейтер
Навыки общения — это область, в которой совершенства достичь невозможно, и все мы обречены лишь вечно к нему стремиться (желательно, получая удовольствие в процессе). А навыки общения для руководителя — это один из главных рабочих инструментов, потому что разговаривать и договариваться приходится постоянно.
Книгу Юлии Гиппенрейтер мне рекомендовало уже несколько весьма уважаемых мною людей. Но при этом у меня всё время на подкорке крутился вопрос: «Как книга по общению с детьми поможет мне в работе? Тут же взрослые люди, с ними общение строится совершенно иначе».
Книга показала мне, что я прав лишь отчасти.
⭐️ О чём книга
В книге рассказывается о том, как общаться с детьми так, чтобы гармонизировать отношения в семье, избежать ненужных конфликтов и удовлетворить потребности обеих сторон — и детей, и их родителей. Также в книге даются упражнения, которые помогут читателю опробовать и закрепить полученные идеи.
В книге раскрываются следующие темы: ➡️ Что такое безусловное принятие и как оно влияет на отношения; ➡️ Как и когда нужно вмешиваться, если ребёнок делает «не то»; ➡️ Как грамотно использовать зону ближайшего развития; ➡️ Что такое активное слушание и как его применять в разговоре; ➡️ Как родителю выражать свои чувства.
⭐️ 3 идеи из книги 🟡Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребёнок, даже если он что-то делает «неправильно» (только если это «неправильно» не угрожает его здоровью). Тем самым вы даёте ему сигнал: «С тобой всё в порядке, ты справляешься!» Но если ребёнок просит о помощи — будьте готовы её оказать.
🟡Если поведение ребёнка вызывает у вас отрицательные переживания — сообщите ему об этом через «я-высказывания». Не следует держать негатив в себе — ничем хорошим это не закончится (чаша терпения имеет свойство переполняться). Вместо «ты»-части сообщения можно использовать обезличенное высказывание («Меня раздражает это твоё хныканье!» → «Меня раздражает, когда дети хнычут»).
🟡Детям не просто нужны правила поведения — они ждут их. Наличие однозначных правил делает их жизнь понятной и предсказуемой, что, в свою очередь, создаёт чувство безопасности. Зачастую дети протестуют не против самих правил, а против силовых методов их внедрения.
⭐️ Мои впечатления
Книга вызвала у меня две сильные эмоции: огорчение и удивление.
Огорчение связано, пожалуй, с тем, что в детстве со мной обращались не так — лучшим методом внедрения правил были различные применения силы. Это приводило лишь к тому, что коса попыток меня принудить находила на камень моего характера — и появлялись взрывные конфликты. Не знаю, что изменилось бы при применении методов общения из книги в мой адрес, но предполагаю, что жить было бы местами приятнее :)
А удивило меня то, насколько применима книга к общению со взрослыми людьми. Процитирую один из моих любимых фильмов:
Получается, взрослых нет. Есть постаревшие дети. Лысые, больные, седые мальчики и девочки.
И это так. Методы общения и сопереживания, которые понятны детям, будут понятны и взрослым. Да, некоторые вещи не придётся объяснять так подробно, потому что взрослый человек на то и взрослый, что многое понимает лучше. Но то же активное слушание действует на людей каким-то волшебным образом.
Я вытащил себе целую кучу классных идей и инструментов (а некоторые уже опробовал). И нет, книга не учит обращаться со взрослыми как с детьми. Она учит тому, как общаться с людьми так, чтобы они к нам прислушивались и понимали.
Бесценный клад с идеями, рекомендую!
Все мои обзоры книг доступны по тегу #обзор_книги и в этом посте.
🔥 А для тех, кто хочет читать с большей пользой, у меня есть статья с описанием моего процесса чтения и упражнениями.
➖➖➖➖➖➖➖➖➖➖➖ 📝 @ulshinblog
В этом посте были ссылки, но мы их удалили по правилам Сетки