Проект-«призрак» и три сигнала его нежизнеспособности
В первых двух постах мы поставили диагноз: «системный иммунитет» рождается из «профессионального туннельного зрения». Команда видит продукт, но не видит контекст и правила игры. Но как это выглядит на практике до того, как прозвучало «нет»? Как отличить сложный проект от проекта-«призрака» - того, который формально существует, но обречён на отторжение системой? На основе разобранного проекта и живых комментариев коллег [особенно благодарю за точные портреты «круга топов» и роль «толкача» см. в комментариях под предыдущим постом] можно выделить три сигнала паттерна нежизнеспособности.
🔴 Сигнал 1: Изоляция в «линейной» логике. Проект развивается по прямой: задача ➡️ техническое решение ➡️ ТЭО. Он не создаёт вокруг себя поле легитимности. Нет ответов на вопросы: «Почему МЫ должны это делать?», «Как это меняет НАШУ историю?». Он - техницистский акт, а не стратегический нарратив. Если в обосновании проекта нет места для «мы» компании - это «призрак».
🔴 Сигнал 2: Единый сценарий успеха. Вся стратегия заточена под один-единственный сценарий: «Если мы сделаем всё по ТЗ и покажем расчёт, нас утвердят». Это игра в вакууме. Нет «запасных аэродромов» на случай, если ключевой стейкхолдер [например, «дама, вышедшая в тираж» или «сверхаккуратный чиновник»] начнёт саботировать, потому что проект не затрагивает его личную «валюту» - будь то ощущение контроля, безопасность или признание. Если у проекта нет политического «портфеля» [кому это выгодно и почему], он уязвим на 100%.
🔴 Сигнал 3: Команда против системы. Возникает героический нарратив «мы против неповоротливой бюрократии». Энергия уходит на «превозмогание» и поиск «толкача», который «пробьёт». Это признак того, что проект существует вопреки логике организации, а не как её развитие. Если для успеха нужен внешний «проводник», значит, сам проект не способен резонировать с системой.
Что это значит на практике? Диагноз и паттерны ясны. Следующий закономерный вопрос: «А что делать, если я вижу эти сигналы в своём проекте?»
Знание паттерна даёт два пути:
1. Осознать тупик и не тратить далее силы на «превозмогание». 2. Начать проектировать заново, но не продукт, а процесс его принятия системой.
В следующем посте разберём принципы этого перепроектирования. Как сместить фокус с «продажи» проекта на создание такого стратегического резонанса, при котором у системы не остаётся рационального выбора, кроме как принять его.
Коллеги, по какому из этих трёх сигналов вы узнали свой или знакомый проект? Есть ли четвёртый, пятый, шестой который вы бы добавили? #системный_анализ #управление_проектами #стратегия #инновации #паттерны #принятиерешений
· 11.12
Решение “осознать тупик и не двигаться дальше” - это похороны: личности, таланта, потенциала, потеря идентичности.
Это значит зарыть свой талант в землю и добровольно угаснуть, превратившись в дяденьку, который “вышел в тираж”, и которому в принципе безразлично всё. Это не вариант.
Для меня это не приемлемо.
Вариант (2) интересен, но легче сказать, чем сделать, так как опыт в принципе отсутствует. Понятно, что по завету Тринити “нужно пытаться”.
Итого: нужен лоббист или учитель. А лучше и то, и другое сразу.
ответить
коммент удалён
· 11.12
Да ☺
ответить
ответ удалён
· 11.12
С ногой расстаться проще. И за это даже готовы хорошо платить. И это не метафора. Люди действительно готовы платить за ампутацию, но не готовы заплатить терапевту, который вообще предотвратит постановку подобного вопроса. Вы ведь именно этим занимаетесь: Вы решаете вопросы гигантских предприятий на том уровне, который не приведет к делеме апутировать или нет. Но Ваше решение не принято, в примере, который мы разбираем.
ответить
ответ удалён
· 11.12
Я делаю все возможное со своей стороны. Кажется, расстаться с ногой было бы проще, но я стараюсь ☺
ответить
ответ удалён
· 11.12
Да, продукт непросто усваивается. Вам спасибо, Максим, что позволили на этом примере хоть немного внести ясность. Судя по опросам, которые у всех сходятся, выгорание накрыло многих. Все интересуются причинами выгорания, но сам вопрос настолько сложный, что простого ответа нет. Но по частям можно понять причины, а следовательно, избежать многих «неожиданных» неприятностей.
ответить
ответ удалён
· 11.12
Я очень жду Ваших постов, Катерина, несмотря на то, что для меня это весьма болезненный и трудноусваиваемый продукт. ☺
ответить
ответ удалён
· 11.12
Ваш комментарий говорит о самом важном: эта серия постов не про то, «как упаковать презентацию». Она про то, как практику, не желающему «выходить в тираж», сохранить и реализовать свой талант в сложной системе, не сгорев. Следующий пост - это как раз попытка набросать принципы построения такой «проводящей среды»
И да, Тринити была права. Но «пытаться» вслепую - это путь к выгоранию. «Пытаться», имея карту местности и понимание её законов, - это уже стратегия.
ответить
ответ удалён
· 11.12
И здесь формулировка «нужен лоббист или учитель» - это точный диагноз дефицита двух типов капитала:
1. Политического капитала [лоббист] - чтобы провести идею через «круги топов». 2. Методологического капитала [учитель] - чтобы увидеть систему, в которой нужно этот политический капитал применять, и спроектировать манёвр.
В этом и есть суть перехода от «превозмогания» к «проектированию резонанса». «Лоббист» - это внешняя сила. «Учитель» - это внутренняя оптика. Идеальный сценарий - овладеть оптикой самому, чтобы: видеть, кого в системе можно превратить в «лоббиста» [создать коалицию]. Понимать, на каком языке с ним говорить [переопределить нарратив]. Знать, какой артефакт станет для него неоспоримым аргументом [создать внешнее доказательство] .
То есть, не искать единственного «проводника», а научиться проектировать «проводящую среду» для своей идеи. Это и есть тот самый навык, который отличает «архитектора» от «просителя».
ответить
ответ удалён
· 11.12
Максим, Вы поднимаете главное. Вопрос «осознать тупик» - это действительно не про тактику управления проектом. Это экзистенциальный выбор личности внутри системы: смириться с ампутацией части своей компетенции и идентичности или найти способ реализовать её, не сломавшись.
Вы абсолютно правы: зарыть талант - это не вариант для того, кто осознаёт его ценность. Первый путь - это капитуляция системы перед самой собой. Второй - единственно возможный для создателя, автора.
ответить
ответ удалён