Сокращение штата. Юридический ликбез для всех. Часть 2.
Продолжение 👇
3. Уведомление государственных органов и профсоюза.
❗️Работодатель обязан письменно и персонально уведомить каждого работника, подлежащего увольнению, под роспись:
✅️ не позднее чем за 2 месяца - для работников организаций;
✅️ не позднее чем за 7 календарных дней - для сезонных работников;
✅️ не позднее чем за 3 календарных дня - для работников, заключивших договор на срок до 2 месяцев;
✅️ в срок, указанный в договоре - для работников у ИП.
☝️ При отказе работника ознакомиться с уведомлением под роспись составляется акт. ☝️ Работодатель также обязан уведомить службу занятости (по форме № 1, размещая данные на платформе "Работа в России”) и профсоюз. * При массовом высвобождении сроки уведомления увеличиваются согласно отраслевым соглашениям.
❗️Также не забываем, в зависимости от статуса работника уведомить: ✔️ ГИТ и Комиссию по делам несовершеннолетних (КДНиЗП) ✔️ Военный комиссариат ✔️ Призывную комиссию ✔️ МВД России (подразделение по вопросам миграции)
4. Предложение вакансий (критически важный этап).
❗️В течение всего срока предупреждения (вплоть до дня увольнения) работодатель обязан письменно предлагать сотруднику все имеющиеся вакансии, соответствующие его квалификации, а также нижестоящие и нижеоплачиваемые должности, которые работник может выполнять с учетом состояния здоровья.
❗️Непредложение хотя бы одной подходящей вакансии является основанием для восстановления на работе.
5. Досрочное расторжение.
Работодатель вправе расторгнуть договор до истечения срока предупреждения при письменном согласии работника.
☝️В этом случае выплачивается дополнительная компенсация в размере среднего заработка, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения.
☝️Важно: это не отменяет обязанность предлагать вакансии до фактического дня увольнения.
6. Выплаты при увольнении (ст. 178 ТК РФ).
В последний день работы производится полный расчет:
✅️ заработная плата за отработанное время; ✅️ компенсация за неиспользованный отпуск (полная, если рабочий год от 5,5 до 11 месяцев; пропорциональная - если менее 5,5 месяцев); ✅️ выходное пособие в размере среднего месячного заработка.
7. Выплаты на период трудоустройства.
Работодатель-организация обязан выплатить средний заработок за период трудоустройства:
✅️ не более чем за 2 месяца со дня увольнения (с зачетом выходного пособия); ✅️ не более чем за 3 месяца - для районов Крайнего Севера и приравненных местностей (в исключительных случаях - до 6 месяцев по решению службы занятости).
* Регистрация в ЦЗН: чтобы сохранить право на выплату за третий месяц (а также для подстраховки), необходимо встать на учет в центр занятости населения в течение 14 рабочих дней со дня увольнения.
Единовременная компенсация:
Работодатель вправе заменить выплаты за второй и третий месяцы (для Крайнего Севера - за четвертый, пятый и шестой) единовременной компенсацией в размере двукратного среднего месячного заработка (для Крайнего Севера - пятикратного).
* Если часть суммы уже выплачена, единовременная компенсация выплачивается с зачетом этой суммы.
❗️Важно: Выплачивать средний заработок на период трудоустройства работодатель - индивидуальный предприниматель не обязан, если иное не предусмотрено трудовым договором.
8. Финальное оформление (ст. 84.1 ТК РФ)
В последний день работы работодатель обязан:
✅️ издать приказ о прекращении трудовых отношений (п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ); ✅️ ознакомить работника с приказом под роспись (при отказе - составить акт); ✅️ внести запись в трудовую книжку или в сведения о трудовой деятельности (ЭТК); ✅️ выдать на руки трудовую книжку или сведения о трудовой деятельности; ✅️ выдать справку о сумме заработка за два календарных года (для расчета больничных) и сведения по начисленным страховым взносам; ✅️ подать в СФР подраздел 1.1 формы ЕФС-1 не позднее следующего рабочего дня после издания приказа.
Кратко, но информативно, особенно для HR.