13 способов заработать, продавая музыку
Написание песен, стриминг, продажа и использование в рекламных, а также иных целях могут приносить вам стабильный доход — «роялти», лицензионные платежи. Сегодня авторы музыки могут получать доход двух типов:
• физические/аналоговые роялти, которые генерирует традиционная музыкальная индустрия; • цифровые роялти, получаемые с современных цифровых методов распространения контента.
В музыкальном мире существует огромное количество способов использования ваших произведений, да так, что вы об этом можете даже не знать. К счастью, есть Polygon Records и его полезные советы. Записывайте.
ДОХОДЫ И РОЯЛТИ С ФИЗИЧЕСКИХ И АНАЛОГОВЫХ НОСИТЕЛЕЙ Механические роялти Если вы серьёзно относитесь к распространению вашей музыки, то наверняка занимаетесь продажей физического контента, вроде CD/DVD-дисков, винила или магнитофонных кассет (кстати, тренд!). Каждый раз, когда производится или продаётся диск с вашей записью, вы получаете механические роялти за создание копии вашей музыки. По крайней мере, звукозаписывающие лейблы и компании-производители обязаны выплачивать их вам.
В США, например, отчисление роялти за каждую копию песни длительностью до пяти минут составляет $0,091. За пределами Штатов лицензионные платежи составляют порядка 8-10% от цены по номиналу.
- «Аналоговые» роялти за публичное воспроизведение
Когда ваша композиция исполняется на публике, вы зарабатываете деньги. Публичным воспроизведением считается каждый раз, когда вы даёте концерт в местном баре, когда ваша песня звучит на радио или когда вы слышите, как композиция фоново играет в ресторане или салоне красоты. И за каждое такое воспроизведение автор трека получает деньги. И кто же ему платит?
Отвечаем: радио, сети телевещания, бары, рестораны, самолёты, офисы, кинотеатры и далее по списку. В мире размер подобных выплат определяется личным соглашением между лицензионным агентством и местом, где проводилось выступление.
- Синхронизационные лицензионные платежи
Если кино- или телестудия, продакшн-студия или кто-то ещё заинтересовался в использовании вашей музыки в кино, сериале, телепередаче или рекламе (ура!), то это лицо обязано будет заплатить за синхронизационную лицензию. Как и в случае с «аналоговыми» роялти, лицензионная выплата регулируется личным соглашением и её размер зависит от длины используемого отрывка, роли отрывка в произведении (используется трек фоново или звучит на первом плане), а также от формата и популярности произведения, в котором будет использована музыка.
В зависимости от всех эти факторов роялти за каждый конкретный случай могут составлять от пары сотен до сотен тысяч долларов.
- Механические синхронизационные роялти
Помимо лицензионных платежей за использование музыки на ТВ и в кино, существуют ещё и механические роялти, получаемые за создание копии вашей композиции. Это значит, что за продажу каждой физической/цифровой копии вашей музыки (на диске с фильмом, игрой, в мягкой игрушке с плеером или в музыкальной шкатулке) вы, как автор трека, получаете некоторые отчисления — механические роялти. В зависимости от вида продукции, где используется музыка, компании-производители товаров отчисляют и выплачивают эти самые роялти. Размер выплат зависит от каждой конкретной линейки продукции, в которой оказалась задействована ваша композиция.
- Печатные роялти
Печатные роялти, они же лицензионные платежи на печатные материалы (в первую очередь ноты), были первыми в истории музыки лицензионными выплатами исполнителю. Из названия нетрудно догадаться, что эти отчисления генерируются распространением печатных материалов — нот, текстов песен, табулатур и прочего.
Каждый раз, когда лейбл-издатель публикует ноты к вашей композиции, а производитель мерча печатает на футболках строчки из ваших песен, они обязаны выплачивать вам роялти. Государством не установлен единый размер такой пошлины — она также определяется личным соглашением. Скажем, размер роялти за каждую копию нот составляет порядка 15% от розничной цены и/или размер выплаты может определяться договорённостью за конкретный тираж.