13 способов заработать, продавая музыку

Написание песен, стриминг, продажа и использование в рекламных, а также иных целях могут приносить вам стабильный доход — «роялти», лицензионные платежи. Сегодня авторы музыки могут получать доход двух типов:

• физические/аналоговые роялти, которые генерирует традиционная музыкальная индустрия; • цифровые роялти, получаемые с современных цифровых методов распространения контента.

В музыкальном мире существует огромное количество способов использования ваших произведений, да так, что вы об этом можете даже не знать. К счастью, есть Polygon Records и его полезные советы. Записывайте.

ДОХОДЫ И РОЯЛТИ С ФИЗИЧЕСКИХ И АНАЛОГОВЫХ НОСИТЕЛЕЙ Механические роялти Если вы серьёзно относитесь к распространению вашей музыки, то наверняка занимаетесь продажей физического контента, вроде CD/DVD-дисков, винила или магнитофонных кассет (кстати, тренд!). Каждый раз, когда производится или продаётся диск с вашей записью, вы получаете механические роялти за создание копии вашей музыки. По крайней мере, звукозаписывающие лейблы и компании-производители обязаны выплачивать их вам.

В США, например, отчисление роялти за каждую копию песни длительностью до пяти минут составляет $0,091. За пределами Штатов лицензионные платежи составляют порядка 8-10% от цены по номиналу.

  1. «Аналоговые» роялти за публичное воспроизведение

Когда ваша композиция исполняется на публике, вы зарабатываете деньги. Публичным воспроизведением считается каждый раз, когда вы даёте концерт в местном баре, когда ваша песня звучит на радио или когда вы слышите, как композиция фоново играет в ресторане или салоне красоты. И за каждое такое воспроизведение автор трека получает деньги. И кто же ему платит?

Отвечаем: радио, сети телевещания, бары, рестораны, самолёты, офисы, кинотеатры и далее по списку. В мире размер подобных выплат определяется личным соглашением между лицензионным агентством и местом, где проводилось выступление.

  1. Синхронизационные лицензионные платежи

Если кино- или телестудия, продакшн-студия или кто-то ещё заинтересовался в использовании вашей музыки в кино, сериале, телепередаче или рекламе (ура!), то это лицо обязано будет заплатить за синхронизационную лицензию. Как и в случае с «аналоговыми» роялти, лицензионная выплата регулируется личным соглашением и её размер зависит от длины используемого отрывка, роли отрывка в произведении (используется трек фоново или звучит на первом плане), а также от формата и популярности произведения, в котором будет использована музыка.

В зависимости от всех эти факторов роялти за каждый конкретный случай могут составлять от пары сотен до сотен тысяч долларов.

  1. Механические синхронизационные роялти

Помимо лицензионных платежей за использование музыки на ТВ и в кино, существуют ещё и механические роялти, получаемые за создание копии вашей композиции. Это значит, что за продажу каждой физической/цифровой копии вашей музыки (на диске с фильмом, игрой, в мягкой игрушке с плеером или в музыкальной шкатулке) вы, как автор трека, получаете некоторые отчисления — механические роялти. В зависимости от вида продукции, где используется музыка, компании-производители товаров отчисляют и выплачивают эти самые роялти. Размер выплат зависит от каждой конкретной линейки продукции, в которой оказалась задействована ваша композиция.

  1. Печатные роялти

Печатные роялти, они же лицензионные платежи на печатные материалы (в первую очередь ноты), были первыми в истории музыки лицензионными выплатами исполнителю. Из названия нетрудно догадаться, что эти отчисления генерируются распространением печатных материалов — нот, текстов песен, табулатур и прочего.

Каждый раз, когда лейбл-издатель публикует ноты к вашей композиции, а производитель мерча печатает на футболках строчки из ваших песен, они обязаны выплачивать вам роялти. Государством не установлен единый размер такой пошлины — она также определяется личным соглашением. Скажем, размер роялти за каждую копию нот составляет порядка 15% от розничной цены и/или размер выплаты может определяться договорённостью за конкретный тираж.