Реферальный рекрутинг, как способ заработка
В последнее время стал часто сталкиваться с непониманием, зачем нужны рефералки. Яркий пример — в приложенных скринах. Там же и последствия, которые ждут безответственных "лутателей бабла" из бюджетов компаний. Как мы знаем, «Незнание законов не освобождает от ответственности», поэтому, давайте разбираться.
Зачем компаниям нужна реферальная система:
▪️Более эффективный найм и экономия времени. Кандидат, которого советует лояльный сотрудник, уже осведомлен о компании, быстрее соглашается на оффер и в целом быстрее выходит на работу, сокращая time-to-hire для компании. ▪️Высокое качество и лояльность сотрудников. Сотрудники, нанятые через рефералку, остаются в компании значительно дольше – в среднем на 70% дольше, чем остальные, а 45% таких сотрудников работают более четырех лет. ▪️Снижение затрат на подбор персонала. Во-первых, снижается необходимость в услугах сторонних рекрутинговых агентств и платном размещении вакансий. Во-вторых, внутренние рекомендации уменьшают время на отбор резюме и интервью, потому что кандидата уже частично “предварительно отобрал” сам сотрудник-реферер. ▪️Укрепление бренда работодателя и вовлеченности персонала. Наличие реферальной программы показывает открытость компании и доверие к сотрудникам. Самим работникам участие в подборе дает дополнительную мотивацию – не только материальную, но и моральную. Сотрудник чувствует свою причастность к формированию команды, возможность помочь друзьям с карьерой и усилить отдел знакомым профессионалом.
И конечно же, у рефералок есть проблемы. Ну, например, если нанимать только по рефералкам, то можно скатиться в ситуацию, когда в компании все работники — это знакомые с одним бекграундом. Такой состав команды рискует превратиться в "болото", в котором есть застой и нет развития. Существуют кейсы, когда сотрудник и кандидат фактически договариваются ради получения вознаграждения, чтобы потом его поделить между собой. Ситуации, когда рефералят вообще не знакомого персонажа ради дополнительного заработка, к сожалению, не редкость.
Как компании предотвращают нечестные рекомендации:
🌟Четкие критерии “кого можно рекомендовать”. Многие компании прямо требуют указывать степень знакомства с кандидатом. Так что, прежде чем кого-то рекомендовать, уточните правила, по которым будут оценивать вашу рекомендацию. Иначе вы рискуете своей репутацией. 🌟Ограничения против конфликтов интересов. Например, руководителю запрещено рекомендовать кандидата к себе в команду (чтобы не возникало подозрений в протекции). Многие компании исключают из участия в программе отдел персонала и топ-менеджеров или родственников нанимающих руководителей. 🌟Контроль качества рекомендаций. HR-отделы отслеживают эффективность каждого реферера: смотрят, сколько его кандидатов дошли до интервью, сколько в итоге нанято. Если кто-то из сотрудников систематически рекомендует неподходящих людей, то такой сотрудник начинает вызывать подозрения и на его работу могут посмотреть более внимательно (особенно, если реферал крутил опыт или каким либо другим образом себя компроментировал). Реферал – это не просто знакомый, а тот, за чьи профессиональные качества ты готов поручиться. Будьте внимательны и не превращайте инструмент повышения лояльности в кнопку "залутать бабла". Эта стратегия недолгосрочна и всегда будет иметь для вашей карьеры негативные последствия.
#найм #волки #корпоративнаяКультура | @ulyanov_life
· 14.10
Я думаю, некоторые компании переоценивают значимость рефералок, что аж готовы увольнять сотрудников. Видимо, их реферальная система не надежная, раз какие-то конфликты интересов возникают.
Нам, рекрутерам, действительно не разрешали использовать рефералки, а жаль 😢
Но обработка рефералок должна быть качественная. Соблюдаются специальные условия. Например, работник должен отработать испытательный срок, прежде чем выплатить рекомендовавшему реферальный бонус за него.
Насчет качества рекомендуемых людей соглашусь, это главное правило, которое должно соблюдаться. А то некоторые путают реферальную программу с кадровым агентством. У меня много случаев, когда рекомендовали поваров и парикмахеров, которым я должна была (по их мнению) подобрать работу в нашей айти компании)))
ответить
коммент удалён